В рубрике «Для вас и о вас, выпускники школы» на школьном сайте семейный портрет семьи Колесниковых словесно создала классный руководитель 7 класса Орлова Дарья Сергеевна. В работе с родителями Орлова Д.С. делает акцент на позитивный опыт семейного воспитания несовершеннолетних детей.
Знакомьтесь:
Положительный опыт семейного воспитания семьи Колесниковых
отец – Колесников Станислав Александрович, выпускник Миллеровской школы
мать – Колесникова Лилия Ивановна, выпускница Миллеровской школы,
дочь - Колесникова Ангелина, ученица 9 класса, Миллеровской школы
дочь - Колесникова Юлия, ученица 7 класса Миллеровской школы
сын - Колесников Кирилл, дошкольник, 6 лет
Значительную жизнь ребенок проводит в семье, и по длительности воздействия ни детский сад, ни школа, ни институт не могут сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, там он получает азы знаний об окружающем мире, культуре поведения. Семья это определенный морально – психологический климат и в этой среде дети получают представление о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и моральным ценностям.
Лилия Ивановна и Станислав Александрович своим детям стараются донести информацию о том, что они их любят просто потому, что они у них есть, даже когда поведение их не совсем хорошее. В семье трое детей две девочки и мальчик, они разного возраста, у них разные вкусы, разные увлечения, но родители никогда не сравнивают их друг с другом, никогда не говорят, что кто-то лучше. Они учат их советоваться друг с другом, и даже если младший ребенок советует старшему что-то, что помогает решить вопрос, то не важно, кто старше. Родители объясняют детям и показывают на своем примере, что семья – это единое целое, где учитывают и уважают мнение каждого члена семьи. Ведь не мебель и отопление создают уют и тепло, а добрые отношения, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, терпении и сострадании друг к другу.
Когда количество детей в семье превышает количество родителей, то родители должны занять круговую оборону. Станислав Александрович и Лилия Ивановна всегда поддерживают друг друга, и дети даже говорят, что мама с папой всегда заодно. Потому в семье действует правило: если один родитель что-то запрещает, то другой не должен это разрешать, но без фанатизма, если можно всем вместе обсудить, договориться, то решение вопроса можно совместно изменить.
Родители стараются воспитывать детей именно своим примером: тем, как они сами пытаются стать лучше. В этом деле не должно быть фальши, только искренность в отношениях даёт позитивный результат. Лилия Ивановна говорит, что если же они с супругом ошибаются в чем-то, то спокойно признают свои ошибки и стараются исправить то, что можно. Они пытаются научить своих детей быть самостоятельными: научиться принимать решения, совершать поступки и нести ответственность за них.
Мудрость родителей также состоит и в том, чтобы давать детям возможность совершать ошибки и учиться, приобретая собственный жизненный опыт. Конечно, это не должно доходить до абсурда: например, не стоит стоять в стороне и спокойно ждать, пока ребёнок приобретает опыт наркомана, вора и убийцы. Но излишняя забота и стремление любой ценой оградить от неприятностей и трудностей жизни мешает расти ребенку, превращает его в пассивного созерцателя жизни, иждивенца: зачем что-то решать, если родители это сделают лучше. И к старости родители получают результат такого воспитания, и тогда на свою маленькую пенсию они вынуждены содержать своих великовозрастных детей.
Из беседы с Лилией Ивановной, хочу отметить, что родители хотят, чтобы их дети росли полноценными и счастливыми, они заботятся о том, чтобы дети не чувствовали себя заброшенными, лишними. Чтобы дети были уверены в нашей безусловной любви к ним, постоянно ощущали на себе заботу и внимание, были уверены в нашей защите и поддержке.
Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботиться и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.
При этом важно не представлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя встроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно – нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно, следовать призрачным для них идеалам.
Гармоничному воспитанию детей в семье Колесниковых как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться ещё, когда малыш совсем маленький, чтобы более гармонично войти в его жизнь. К примеру, традиция читать младшему сыну книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное. Девочки рисуют открытки ко дню рождения. В семье всегда отмечают народные или календарные праздники, сидя за столом и обсуждая историю возникновения праздника. Родители не забывают и об экскурсионных поездках на каникулах. В выходной день Лилия Ивановна и дочери пекут блины и навещают бабушку с дедушкой. Этой зимой дети развешивали кормушки.
Необходимо отметить, что семья Колесниковой Юлии полная, благополучная. Проживают в собственном доме со всеми удобствами. Для детей созданы хорошие условия для проживания и развития. В доме чистота и порядок. Соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы. Родители положительно относятся к трудовой деятельности и такие же качества воспитывают у своих детей. Между родителями и детьми царит взаимоуважение и доверие. Между детьми дружеские отношения. Отношение родителей к детям чуткое, заботливое, внимательное. Родители систематически контролируют поведение детей во внеучебное время. Интересуются состоянием воспитания и обучения детей в школе. Проявляют активность в оказании помощи школе. Родители всегда прислушиваются к советам и требованиям педагогов и выполняют их. Воспитание детей в этой семье основано на любви, доверии и вере. Эти родители включают детей с раннего возраста в разностороннюю деятельность по ведению домашнего хозяйства, умственного развития с опорой на перспективу. В семье родители создают ситуацию успеха жизни и деятельности детей. В этой семье дети не только хорошо учатся в школе и принимают активное участие мероприятиях.
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории и культуре.
01.02.2021 г.
Дарья Сергеевна Орлова, классный руководитель 7 класса
МБОУ Миллеровской СОШ имени Жоры Ковалевского
https://millerovo.kuib-obr.ru/press-tsentr/novosti/982-semejnoe-vospitanie#sigProIdd1799e7e74